Практики повседневности
В рамках курса проблематизируется понятие практик повседневности, взятое в его двояком смысле: практик субъекта, предполагающих определенное исполнение и целерациональное полагание, и практик производства субъективности, производимых дискурсами порядка и власти, вписывающих субъект в определенную топологию дисциплинарных пространств. Практики субъекта понимаются как отсылающие к горизонту и идеалу классической рациональности и, соответственно, редуцируют повседневность к активности самого субъекта, что в оптике неклассической рациональности предстает как сформированное мифологическое пространство. Практики производства субъективности обнаруживают онтологическую неустойчивость субъекта, а, следовательно, проблематизируют саму возможность сохранения смысла и порядка субъективности, обнаруживая необходимость возвращения к классике. Столкновение классического и неклассического способов работы с субъектом тематизируется через констатацию смерти (бога, субъекта, человека, автора), статус «последнего метафизика» (Ницше — Хайдеггер — Фуко), отказ от больших нарративов, что формирует пространство критики. Современная методология позволяет обнаруживать себя в таком случае как концептуализация критического жеста, различия, инаковости, то есть, вновь возвращает в пространство повседневности. Анализ практик повседневности в таком случае оказывается формированием определенных техник внимания, чтения, реконструкции и деконструкции повседневности, то есть предполагает включенность в происходящее. Курс адресован студентам, ставящим вопрос о возможности и способах сборки своей субъективности.