Психоаналитические теории кино
Курс предполагает изучение основ психоаналитических теорий кино, возникших в результате взаимного влияния кино и психоанализа. Появившиеся в самом конце XIX века кинематограф и психоанализ — не просто ровесники, но две техники, нацеленные на исследование психической реальности. Это техническое сродство позволило Жаку Деррида назвать XX век веком двух наук о призраках, психоанализа и кинематографа. Одна из задач курса — сформировать представление об условиях взаимопроникновения психической реальности психоанализа и кинореальности. Принципиальным в этой истории оказывается не только то, что психоанализ оказал сильное влияние на развитие кино, но и то, что сегодня кинематограф помогает лучше понять различные психоаналитические положения применительно к субъекту. В конце XX — начале XXI века трудно представить себе кинокритику, которая не содержала бы в себе психоаналитической составляющей. Ключевой фигурой для развития кинокритики стал Жак Лакан с его теорией трех регистров психического (воображаемое, символическое, реальное). Таким образом, еще одна задача курса — проработка наиболее принципиальных теорий лакановского психоанализа, в частности, его «стадии зеркала». По этой причине сквозной темой курса является тема двойников. Принципиально важно и то, что все размышления строятся на совместном просмотре и анализе фильмов.