Русский авангард: история одного из главных «брендов» страны
Русский авангард — один из ключевых феноменов ХХ столетия и уже около полувека один из важнейших «брендов» страны на мировой арене. Задача курса — проследить основные вехи «авангардного бунта» от его зарождения и невероятной экспансии, до распыления и аннигиляции. Интервал 1907–1932 годов принято именовать «классическим авангардом». В рамках курса основное внимание будет уделено периоду 1913–1922 годов — десятилетию, границы которого можно связать с выходом сборника «Пощечина общественному вкусу» (1912) и гибелью Велимира Хлебникова (1922), почти совпавшей с окончательным уходом футуризма со сцены и переформатированием его идеологии в русле советской риторики и прагматики. С некоторой долей условности указанный период делится на три этапа: буря и натиск (1913–1914), трансформация маргиналов в истеблишмент (1915–1916), хождение авангардистов во власть (1917–1922). В ходе занятий будут рассмотрены важнейшие имена, группировки, концепты, наглядно продемонстрирована проблема экспликации авангардистского текста из набора современных ему подделок под футуризм. Курс сопровождается представительным визуальным рядом: иконография ключевых авангардных фигур, авторские книги, обложки, афиши и манифесты с их продуманной (парадоксальной и скандальной) визуальной риторикой, коллективные сборники и альманахи, жесты и артефакты, предвосхитившие акционистские достижения и эксперименты всего ХХ века.