Русский роман: история, идеология, поэтика
Курс подразумевает обзорное изучение важнейших русских романов двух ключевых эпох: классического русского романа второй половины XIX века, а также романа первых десятилетий XX века. За исключениями отдельных экскурсов, хронологическими вехами курса станут такие события, как появления первого русского классического романа в прозе — «Героя нашего времени» Лермонтова (1840) и столь символические события 1940 года ровно через сто лет после этого; завершение публикации «Тихого Дона», смерть Булгакова, оборвавшая работу над «Мастером и Маргаритой»; окончательный переход Набокова-писателя на английский язык и отказ Платонова обращаться к роману, что в своей совокупности и положило конец «великому русскому роману» (впереди были эпилоги, постскриптумы и мучительное рождение новой традиции, итоги которого и теперь рано подводить). Не отказываясь от исследования истории романов, их рецепции, биографий авторов и связи стиля тех или иных книг с общими тенденциями эпохи, изложение в ходе занятий будет сосредоточено на двух центральных проблемах: во-первых, на романе как идейном сообщении (убеждения, открытия, стратегии автора в областях религиозной, философской, социологической, психологической); во-вторых, на романе как поэтическом произведении (построение, ведение повествования, слог, межтекстовые взаимодействия). В рамках курса использован богатый опыт изучения русского романа ХХ века: критические статьи современников, философское обсуждение русской литературы, преимущественно на рубеже XIX и XX веков, традиция академической истории литературы и академического комментирования классических романов, наблюдения над поэтикой филологов формалистского круга, Бахтина и авторов его круга, работы, написанные в последние десятилетия в рамках новых гуманитарных подходов, а также наблюдения автора курса. В связи с большим объемом художественных текстов в рамках курса сокращен объем научно-критической литературы для чтения, однако, изучаются некоторые важнейшие работы, демонстрирующие в своей совокупности разнообразные подходы к изучению, комментированию и осмыслению классического русского романа.
