Стили и жанры западноевропейской музыки
В рамках курса дан обзор стилей и жанров европейской профессиональной музыки от начала ее письменной фиксации в IX веке до рубежа XIX–XX веков. Жанр и стиль, совокупно обеспечивающие работу механизмов культурной преемственности и творческой инициативы, рассматриваются в ходе занятий сквозь призму их социокультурной обусловленности. Особое внимание в процессе обучения уделяется самосознанию и самоопределению музыки, динамика которых резонирует со сменой культурных парадигм, становясь во многих отношениях их самым выразительным символом. Ключевые явления европейской музыки (григорианский хорал, изоритмический мотет, полифоническая месса, барочный кончерто гроссо, итальянская опера-сериа, классицистическая соната и симфония, романтическая Lied, симфоническая поэма и другие) предстают в режиме двойной оптики — и в аспекте их имманентных формальных характеристик, и в качестве материала для герменевтического анализа, помогающего осмыслить специфику европейской музыкальной традиции. Умение ориентироваться в рамках этой традиции требует обращения к концепции «музыкального языка» и связанной с нею проблеме «адекватного понимания» музыки. Беспрецедентный плюрализм современной музыкальной сцены актуализирует вопрос об обоснованиях вкусовых предпочтений и рефлексии как механизме их прояснения и легитимации. Эта тема проходит сквозной линией через весь курс.