Воображение, изображение, реальность. Проблема мимесиса в искусстве
Это вводный курс в теорию и историю западноевропейского изобразительного искусства. В центре курса — проблема мимесиса. Этим древнегреческим термином принято обозначать центральную задачу классического (в широком понимании) искусства — подражание реальности. Подражание здесь следует понимать не как копирование, а как изображение — передачу реальности в зримо узнаваемых формах. Однако любое полноценное изображение реальности связано с работой воображения, этой дистанцирующей от реальности силы. В истории искусства не существует константной реалистической нормы, художественные образы реальности различаются от эпохи к эпохе, от художника к художнику, в творчестве отдельно взятого художника, а также зависимости от вида искусства. Можно сказать, что классический мимесис — это сложный интеллектуальный и эмпирический процесс художественного изучения и воспроизведения реальности. В рамках курса будут рассмотрены различные концепции, принципы и приемы художественного мимесиса. Курс охватывает широкий художественный материал, начиная с античности. Избранным художественным произведениям и текстам об искусстве будет уделено особенно пристальное внимание. Курс призван дать студентам представление об истории и теории западноевропейского искусства сквозь призму проблемы мимесиса; развить у них навыки суждения об искусстве, а также о текстах, посвященных искусству.