Введение в философию фотографии
Предмет курса — теоретико-философский дискурс о фотографии, представленный в текстах зарубежных и отечественных философов, культурологов, арт-критиков и теоретиков фотографии. Основное внимание в ходе занятий уделяется концепциям фотографического образа, ставшим классическими в визуальной теории и философии (теории и идеи Ч.-С. Пирса, В. Беньямина, Р. Барта, А. Базена, П. Бурдье, Р. Краусс, С. Сонтаг, У. Дж. Т. Митчелла, Дж. Бэтчена и других). Студентам предлагается осмыслить такие понятия: «индексальное», «иконическое», «аура», «студиум», «пунктум», «пикториальный поворот», «экология образов», «вернакулярная фотография», «постфотография» и другие. В обязательном порядке в рамках курса рассматривается рецепция идей зарубежных философов российскими исследователями, а также современные исследования в рамках visual sudies. Важным элементом курса являются краткие экскурсы в историю фотографии от зарождения медиума до наших дней. Студентам предоставлена возможность познакомиться с творчеством как признанных классиков фотографии (Ж. Н. Ньепс, Л. Дагер, О. Рейлендер, Г. П. Робинсон, П. Г. Эмерсон, Р. Фентон, М. Брэйди, Л. Хайн, Э. Атже, А. Стиглиц, П. Стрэнд, А. М. Родченко, А. Шайхет, Я. Халип, А. Зандер, Д. Ланг, У. Эванс, М. Бурк-Уайт, Э. Заломон, А. Айзенштадт, А. Кертеш, А. Картье-Брессон, Р. Капа, Д. Арбус, Б. и Х. Бехер, Л. Болтански, Ш. Ливайн, Т. Руфф, Н. Голдин, Р. Биллингэм, А. Аведон, Х. Ньютон, С. Шор, У. Эгглстон, С. Шерман, Э. Блюменфельд, Дж. Уолл, Б. Михайлов, Г. Крюдсон, Ф. Лорка ди Корсия, М. Парр), так и фотографов, работающих в поле современного искусства и входящих в шорт-листы самых крупных и репрезентативных премий (Deutsche Borse Photography Prize, Foam Talent и прочих). Курс представляет собой дополнение к более общим курсам по визуальной теории и позволяет студентам, заинтересованным в аналитике фотографического образа, сосредоточить свое внимание на текстах, посвященных этой проблематике.
