Введение в структурное слушание музыки: эпоха классики
В рамках курса предполагается дать представление о том, зачем и почему мы слушаем музыку, что мы в ней слышим, как и почему мы ее слышим именно так, каким образом «запускается» и функционирует механизм ее эстетической оценки. Также в ходе занятий речь пойдет о слушании музыки как специфическом типе деятельности, обеспеченном феноменологией и онтологией музыки, культурно-антропологически, культурно-географически и культурно-исторически детерминированном; о фундаментальных оппозициях, определяющих статус музыкального произведения как центрального звена музыкальной коммуникации в условиях культуры произведения (opusperfectum), — звучащий мир и музыка, звук и тон, слышать и слушать. Курс дает возможность сформировать у студентов навыки слушания, обеспечивающие возможность осознанного самовоспитания в направлении освоения культуры слухового и слушательского поведения, стимулирует формирование способности слуховой ориентации в стилевых и жанровых признаках европейской профессиональной музыки разных периодов, развитие навыков осмысленного слушания, способствующего представлению о музыке как об особом, изменяющемся во времени языке, обладающем высокой упорядоченностью и автономной логикой и одновременно являющемся одним из наиболее эффективных и значимых способов саморепрезентации культуры, дает слуховое представление об основных разновидностях музыки, сложившихся в европейской культуре (церковной, театральной, концертной), стилях и жанрах европейской музыки классической эпохи.