Ольга Рябухина
Тема диплома
Научный руководитель
Мне показалось, что здесь я смогу пересобрать свое мировоззрение, и я не ошиблась. Дело вовсе не в том, что здесь объясняют, почему банки консервированного супа могут быть искусством, учат отличать Содерберга от Кроненберга или толковать Хайдеггера. Здесь я получила базовый минимум — книг, фильмов, контактов, — необходимый, чтобы понимать механизмы культуры. Этого оказалось достаточно, чтобы дальше двигаться самостоятельно и определиться, что же я хочу изучать. Магистратура по арт-критике стала для меня местом самоидентификации. После пяти лет учебы на журфаке я все еще плохо представляла, чем хотела бы заниматься. Журналистом к тому моменту я уже была, становиться выдающимся журналистом мне не хотелось, но и искусствоведом быть, откровенно говоря, я не мечтала.
Зачем же я поступила на «Арт-критику»? Отчасти это была случайность, отчасти — интуитивно принятое решение. Учеба на программе устроена так, что поощряется самостоятельное движение студента: я сама «режиссировала» процесс своего обучения и при этом могла обратиться за помощью к любому преподавателю. Может быть, из-за высокой степени свободы я вспоминаю факультет как место изобилия, где можно утолить интеллектуальный голод, или, по крайней мере, здорово возбудить интеллектуальный аппетит. Я не считаю магистерскую программу по арт-критике этаким трамплином в профессию критика, куратора или искусствоведа — это, скорее, место воспитания мировоззрения.
После окончания я два года работала редактором на портале «Арт 1»; затем писала для «Сеанса» и «Кольты»; принимала участие в переводе книги «Искусство с 1900 года»; организовывала благотворительные аукционы современных петербургских художников и фотографов вместе с Павлом Ульяновым; стала редактором газеты Aperto, для которой переводила тексты зарубежных критиков XX века (Хэла Фостера, Розалинд Краусс и др.), думаю поступать в аспирантуру Российского института истории искусств, чтобы продолжать начатую в магистратуре работу над диссертацией, посвященной модульной мобильной архитектуре из пластика.