Архивные исследования
В рамках Семинара по искусствознанию выступление Николая Изволова «Архивные исследования: теория и практика» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152; Zoom).
Архивная жизнь фильма гораздо длиннее экранной. Промелькнув на экранах, большинство фильмов оседает в архивах навсегда. Именно там их и обнаруживают исследователи. Наша задача — проследить архивную судьбу фильмов. Почему они пропадают? Как они становятся «донорами» для других фильмов? Как формируются архивные коллекции? Какие сокровища они скрывают? Об этом и многом другом пойдет речь на семинаре.
Николай Изволов — киновед, историк и теоретик кино, кандидат искусствоведения, автор книги «Феномен кино: история и теория» (2001, 2005). В 1985 году он окончил ВГИК, в 1991 году защитил диссертацию «Взаимосвязь эстетических и внеэстетических факторов в эволюции кинематографа ранних лет (1895–1932)». В 1991–1996 годах он работал в Музее кино, в 1996–1997 годах был проректором ВГИКа по научной и творческой работе, в 1997–2018 годах — заведующим отделом истории отечественного кино НИИ киноискусства. Во время преподавания во ВГИКе он разработал программу курса «Архивное дело» для студентов киноведческого отделения; с начала 1990-х годов преподает на Высших курсах сценаристов и режиссеровимени Г. Н. Данелии (Москва). В последние годы Николай Изволов занимается восстановлением «погибших» фильмов, таких как «Годовщина революции» (1918) и «История гражданской войны» (1922) Дзиги Вертова.