Как герой Поля Валери заблудился в лабиринтах современной философии
В рамках семинара «Французские исследования» выступление Олега Горяинова «Господин Тэст и женское, или Как герой Поля Валери заблудился в лабиринтах современной философии» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
В рассказе «Вечер с господином Тэстом» (1896) обозначена связь героя Поля Валери с философским сообществом. Однако, несмотря на это, господин Тэст не стал «концептуальным персонажем» философских сюжетов XX–XXI веков: ему пришлось довольствоваться либо спорадическим вниманием со стороны современных мыслителей, либо упоминаться «по умолчанию», через запятую в случаях, когда ссылка на Валери представлялась неизбежной. Тем интереснее те немногочисленные попытки вписать Тэста в контекст актуальных теоретических дискуссий, которые не только движутся в разных направлениях, но всякий раз наталкиваются на некоторый предел: энигматичность этой фигуры словно не поддается концептуальной дешифровке. Так, Морис Бланшо, Жак Деррида и Джорджо Агамбен в своих опытах «тэстологии» поставили ряд вопросов, которые разными маршрутами блуждают вокруг проблемы модернистской чувственности, наряженной в рациональные одежды, что в неожиданном свете представляет актуальный для последнего столетия сюжет «поминок по Просвещению».
Олег Горяинов — исследователь теории, истории кино и современной философии, постоянный автор и член редколлегии интернет-журнала об авторском кино Cineticle, старший научный сотрудник Академии для одаренных детей (Наяновой), главный научный сотрудник Музея Эльдара Рязанова, автор книги «Право имеющий. К критике политической теологии» (СПб., 2018) и различных публикаций о модернизме в кино, литературе и философии.
В рамках доклада будет предложена и развита гипотеза, согласно которой тема «господин Тэст и женское» оказывается тем неочевидным мотивом, который управляет внутренней логикой этого персонажа и вместе с тем оказывает препятствие его философскому усвоению / присвоению. Для этого, во-первых, корпус текстов Валери о Тэсте будет рассмотрен в контексте рецепции Бланшо, Деррида и Агамбеном; во-вторых, будет прояснено их значение для современной картезианской традиции мысли; и в-третьих, отдельное внимание будет уделено загадке «Письма госпожи Эмилии Тэст», которое среди иных текстов о Тэсте занимает особенное положение.