Малые мистерии Древней Греции
В рамках семинара «Спорные вопросы древней и новой истории» выступление Анны и Евгения Афонасиных (Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград) «Малые мистерии Древней Греции» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152; Zoom).
Оракулы представляли собой весьма своеобразное явление античной религиозной жизни. В них божество непосредственно обращалось к слушателю с указаниями либо личного, либо нормативного содержания: в первом случае, предписывая совершить определенные действия или воздержаться от них, во втором — сообщая о запредельном, устанавливая общие для всех моральные запреты и ритуальные предписания. Отражая общую тенденцию эпохи, склонной к получению различных божественных откровений, эти оракулы кардинально отличались от другой откровенной литературы поздней античности (такой как христианские, гностические и герметические писания или орфические поэмы), прежде всего, тем, что в них отсутствовал центральный миф. Философское истолкование древних и новых оракулов превратилось к этому времени уже в устойчивую традицию, которая нашла яркое выражение, например, в сочинениях Плутарха.
Однако в данном случае мы сталкиваемся с противоположной ситуацией: не философы стремятся «спасти мифы» и придать им авторитетность в изменившихся условиях, но оракулы создаются для того, чтобы дать божественную санкцию уже существующим теологическим построениям. В полном соответствии с религиозно-философскими тенденциями того времени возрожденные оракулы отличает два обстоятельства: выраженные в них представления о божестве строго монотеистичны, а культовые предписания допускают, скорее, духовное, нежели практическое прочтение. Похоже, они были призваны придать авторитетность философскому «койне» того времени и санкционировать соответствующую ему религиозную практику.