Метафизическая живопись де Кирико
В рамках семинара «Дискуссии о современном искусстве» выступление Александра Дмитриева (НИУ ВШЭ, Москва) «Метафизическая живопись де Кирико: контексты и оппозиции» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
На семире речь пойдет об идеологических и культурных аспектах восприятия творчества Джорджо де Кирико (1888–1978) преимущественно в первой половине ХХ века. Активная многолетняя деятельность художника (включающая литературные труды и критику) задала его наследию статус «больше чем живописи».
Александр Дмитриев — историк, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук, автор книг «Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя франкфуртская школа в 1920-е — 1930-е годы» (2004), «Антропология революции» (2009), «Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом» (2012) и других.
Мир де Кирико в таком несколько отчуждающем прочтении может быть рассмотрен в виде каталога уникальных и вполне узнаваемых культурных образов ХХ столетия, охотно тиражируемых в том числе массовой культурой — в сочетании с довольно противоречивой и спорной суммой деклараций и принципов. Одна из возможностей постижения этого мира — представление его через увязанный ряд нежестких оппозиций: авангарда (дада, сюрреализма) и «новой вещественности», классики как таковой и неоклассики, метафизики и подрывного наследия Ницше, модернизма и горячего его отрицания.