Музыка как способ создания культурной идентичности и памяти
В рамках Семинара по искусствознанию выступление Анны Фортуновой «Музыка как способ создания культурной идентичности и культурной памяти: мемуары Владислава Шпильмана "Варшавские дневники 1939–1945" и фильм "Пианист" Романа Полански (2002)» (Zoom).
Гуманитарные науки последних десятилетий невозможно представить без теорий культурной идентичности. Среди основных научных парадигм следует упомянуть «коллективную память» Мориса Хальбвакса, «места памяти» Пьера Нора, Этьена Франсуа и Хагена Шульце, «культурный трансфер» Мишеля Эспаня, «придуманные традиции» Эрика Хобсбаума и «культурную память» Яна и Алейды Ассманн.
Анна Фортунова — кандидат искусствоведения, доцент Лейпцигской высшей школы музыки и театра имени Феликса Мендельсона Бартольди (Германия), автор монографии Russische Musikkultur im Berlin der Weimarer Republik: Eine multiperspektivische Analyse (Georg Olms Verlag AG, 2020)
Функции музыки в формировании культурной идентичности и, в частности, культурной памяти исследовались в последние годы музыковедами, историками, социологами и культурологами. В своем докладе Анна Фортунова рассмотрит соответствующий круг проблем на материале «Варшавских дневников» Владислава Шпильмана и фильма «Пианист» Романа Полански. Эти важные с точки зрения культурной памяти и культурной идентичности источники остаются недостаточно изученными. Какую роль играет в них музыка? Могут ли такие артефакты, как «Пианист», воздействовать на нашу культурную идентичность и культурную память? Если да, то каким образом это происходит? В ходе семинара эти вопросы будут рассмотрены в широкой междисциплинарной перспективе.