Оперная режиссура в XXI веке
В рамках Семинара по искусствознанию выступление Аи Макаровой «Оперная режиссура в XXI веке: quo vadis» (Zoom).
Началом эпохи режиссерского театра в опере традиционно считается начало XX века, когда в оперный театр вторгаются драматические режиссеры. Расцветом сегодня часто называют последнюю декаду XX и первую декаду XXI веков, когда язык немецкого театра стал универсальным, а эстетика возвышенного — доминантной, в том числе и ценностно. В конце 2010-х годов все более явственно обозначается кризис оперной режиссуры: наработанные средства стали отработанными, новые — нерелевантными или малоэффективными. В оперном театре начался процесс, похожий на аудит на крупном предприятии, который проводят в том числе перед процедурой банкротства. О возможностях, перспективах и бархатных революциях в сегодняшнем оперном театре и пойдет речь на семинаре.
Ая (Ольга) Макарова — музыкальный критик, выпускница программы «Музыкальная критика», специалист по режиссерскому оперному театру. Автор книги «Театр возвышенного. Оперный режиссер Мартин Кушей» (2017), редактор-составитель и участник сборников «Как смотреть оперу» (2018) и «Самые знаменитые оперные спектакли» (2020); создатель телеграм-канала, посвященного опере и академической музыке.