Педагогика текста. Текст педагога
ХV Международная научная конференция «Педагогика текста. Текст педагога» (Невский пр., 1: участие в мероприятии — по приглашениям организаторов).
Конференция проходит в рамках событий Года педагога и наставника, который стал отличным повод к проведению конструктивной научной дискуссии о том, как педагогика должна быть представлена в современном социуме.
Программный комитет
- Елена Казакова (СПбГУ) — председатель
- Виктория Копылова (АО УК «Просвещение») — заместитель председателя
- Антон Алексеев (АНПО «Школьная лига»)
- Татьяна Галактионова (СПбГУ)
- Галина Лола (СПбГУ)
- Вадим Пугач (СПбГУ)
- Анна Торхова (Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка)
- Мария Черняк (РГПУ имени А. И. Герцена)
Тематика
- Какие тексты позволят повысить престиж педагогики в пространстве науки?
- Каким языком говорить с молодежью о смыслах педагогической деятельности?
- Как сохранить и дать новую жизнь лучшим образцам российской педагогической мысли?
- Что представляет собой новая азбука педагогической грамотности, необходимая для педагогов третьего тысячелетия?
- Педагогический текст в пространстве социума: актуальный дизайн.
программа
10:00–10:30 Сбор участников, регистрация, размещение «визитной карточки» участника на стенде
10:30–10:.45 Открытие: приветствия Елены Казаковой (СПбГУ) и Виктории Копыловой (АО УК «Просвещение»)
10:45–11:30 Сессия вступительных докладов
- Анна Торхова (Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка) «Текст как отражение парадигмального сдвига в образовании»
- Мария Черняк (РГПУ имени А. И. Герцена) «Феномен университетского романа в современной литературе»
11:30–11:35 Открытие выставочного пространства. Ведущая — Елена Казакова (СПбГУ)
11:35–12:15 Параллельные экспозиции
Экспозиция 1. Дизайн знания: конкорданс формы и содержания. Куратор — Галина Лола (СПбГУ), ведущий эксперт — Татьяна Александрова (СПбГУ)
Знание нельзя получить в готовом виде, оно создается самим учеником в переживании и продумывании текста педагога. Запустить этот процесс может только живая мысль и живое слово. Какой форме под силу не только сохранить энергию, но и дать ей импульс к развитию? Вероятно, поэтической. Только она преодолевает разобщенность формы и содержания и обнаруживает себя в их гармоническом созвучии. И тогда текст педагога оказывается «каллиграфической композицией, осуществляемой средствами импровизации» (О. Мандельштам), в которой ученику предстоит стать дизайнером собственного знания.
Экспозиция 2. Текст педагогов в мультимедиа. Куратор — Галина Данилова (СПбГУ), ведущий эксперт — Екатерина Тенютина (Академическая гимназия № 56)
Демонстрация авторского видео «День гуманитарных наук. Предисловие» (Создатели, авторский коллектив видео — студия Академической гимназии № 56)
Преподаватели гуманитарных наук говорят со школьниками о «любви к исследованию мира». Говорят на разных языках, с разными эмоциями, с помощью разных текстов. Звучат имена Рэя Брэдбери, Бориса Пастернака... Звучит великолепный голос Елены Камбуровой во время исполнения песни «Маленький принц». Преподаватели представляют свои любимые книги... Все вместе они составляют текст о любви к науке, искусству, бескрайним возможностям образования и самостоятельного исследования мира.
12:15–12:45 Обсуждение экспозиций: выступления кураторов и ведущих экспертов
12:45–13:30 Панельная сессия «Текст педагога: научный, учебный, художественный». Руководитель — Вадим Пугач (СПбГУ)
Вопросы для обсуждения
- Есть такая аксиома, любимая нашей кафедрой: «Текст порождает текст». Каким должен быть текст учителя-методиста, чтобы он открывал путь тексту ученика?
- Учитель-писатель — это благо или зло для ученика и администрации школы?
- Как может научить писать творческие работы учитель, который сам художественного текста создать не умеет?
- Какова должна быть устная импровизированная речь учителя-фасилитатора? Можно ли назвать основные особенности этой разновидности речи?
- Почему автор хороших научно-методических текстов не всегда становится хорошим учителем?
- Насколько этично учителю-писателю использовать свои тексты в учебной работе?
- Может ли хороший учитель-словесник не быть активным читателем?
Участники сессии: Елена Романичева (Московский городской педагогический университет), Мария Груздева (ЛГУ имени А. С. Пушкина), Марина Бабурина (РГПУ имени А. И. Герцена), Софья Лебедева (частная школа «Пространство 13а»), Светлана Щелокова («Академия талантов»; СПбГУ).
13:30–14:15 Кофе-пауза: работа выставочного пространства, параллельные экспозиции
Экспозиция 3. «Ценностные тексты в школьном пространстве». Кураторы — Анастасия Азбель и Леонид Илюшин (СПбГУ), ведущий эксперт — Ирина Байкова (Школа №619)
Школьные стены ежедневно оказываются перед глазами сотен учеников и десятков учителей. На них смотрят и родители, приходящие в школу. Как спользуется это пространство с точки зрения решения воспитательных, просветительских, коммуникативных задач? Какие тексты «работают» на их решение и почему? Эти вопросы станут предметом для обсуждения на экспозиции и последующей экспертной сессии.
Экспозиция 4. «Антипедагогика неформальных текстов социума». Куратор — Ирина Писаренко (СПбГУ), ведущий эксперт — Марина Волкова (СОШ № 574)
В экспозиции представлены небольшие тексты, которые окружают современного человека повсюду — это надписи на футболках, рекламные объявления, этикетки, мотивирующие слоганы и т. д. Попробуем разобраться, как неформальные тексты, размещенные вокруг, влияют на воспитание детей. Вредят ли подобные тексты освоению людьми родного языка? Должен ли учитель обращать внимание детей на такие тексты или... лучше не надо?
14:15–14:45 Обсуждение экспозиций: выступления кураторов и ведущих экспертов
14:45–15:30 Панельная сессия «Учитель в зеркале художественного текста». Руководитель — Татьяна Галактионова (СПбГУ)
Вопросы для обсуждения
- Какие «книжные образы учителей» остались в памяти и почему?
- Как представлены педагогические проблемы в современном литературном потоке? Действительно ли чтение художественной литературы помогает личностному росту современного педагога?
- Может ли чтение художественного текста стать инструментом преодоления профессионального выгорания педагога?
- Восприятие художественного текста зависит от многих факторов, в том числе от опыта и возраста. Какой текст помогает преодолеть возрастные границы?
- Является ли педагогический нон-фикшн востребованным жанром в круге чтения современных учителей?
- Должно ли чтение художественной литературы быть обязательным компонентом непрерывного педагогического образования?
Участники сессии: Елена Галицких (Вятский государственный университет), Галина Крюкова (АО УК «Просвещение»), Наталья Свирина (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования), Джанзала Абдуллаева (Академическая гимназия № 56 имени М. Б. Пильдес), Янина Буткевич (АНПО «Школьная лига»), Светлана Сурдуковская (Гимназия № 10, Пермь).
15:30–15:45 Перерыв для чтения и чашки чая-кофе
15:45–16:30 Панельная сессия «Что хотел сказать автор? Подводим итоги конференции вместе». Руководители — Леонид Илюшин и Елена Казакова (СПбГУ)
Вопросы для обсуждения
- Был ли важным разговор, который шел на конференции?
- Какие идеи, направленные на развитие культуры чтения у педагогов, этот разговор у вас породил?
- Что нужно срочно исследовать? С чем нужно срочно работать? Что нужно читать?
Участники сессии: Олеся Лудкова (СОШ № 100), Татьяна Модестова («Информационно-методический центр» Петроградского района Санкт-Петербурга), Марина Обухова (СОШ № 47), Леонид Райхельгауз (Ярославский педагогический университет имени К. Д. Ушинского), Алексей Каменский (Лицей № 590)
16:30–16:45 Перед финалом: презентация книги «Театр теней» Надежды Лисовой и Татьяны Галактионовой
16:45–17:00 Послесловие: Елена Казакова (СПбГУ)