Просвещение и национальные идентичности в Шотландии и в Каталонии
В рамках семинара «Практики либерального образования» выступление Виктора Апрыщенко (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону) «Просвещение и национальные идентичности в Шотландии и в Каталонии» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152; Zoom).
Доклад посвящен компаративному анализу влияния идей Просвещения на интеграцию Шотландии и Каталонии в Британскую и Испанскую империи соответственно. То, что эпоха Просвещения посредством дискурса гражданства и нового взгляда на государство и его институты способствовала утверждению идеи нации и национального государства, сказано уже немало. Вместе с тем за пределами внимания исследователей, как правило, оставался вопрос сравнительного анализа идей и институтов Просвещения в разных регионах Европы, а также образовательных практик и их влияния на нациестроительные процессы. Выбор Каталонии и Шотландии обусловлен тем, что в первой половине XVIII века они были интегрированы в имперские структуры и вплоть до сегодняшнего были символами европейского регионализм, вызывая дискуссии о механизмах имперской интеграции. В докладе посредством анализа социальных, образовательных и интеллектуальных условий появления и распространения просветительских идей будет изучен вопрос о формировании дискурса нации в Шотландии и Каталонии.