«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева
В рамках семинара «Спорные вопросы древней и новой истории» выступление Данилы Раскова (Леонтьевский центр) «"Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева как диалог с камералистами» (Zoom)
Радищев получил образование чиновника, в котором камерализм занимал существенную часть. Известно, что Радищев читал в Лейпциге камералистов — Юсти, Зонненфельса, Шрёдера. По возвращении в Петербург Радищев много занимался администрированием и «благоустроением», много лет и сил отдал службе и был настоящим «камералистом бюро», образцовым чиновником, выстраивал систему сбора таможенных пошлин, регулировал взаимодействие между купцами и таможенниками, прикладывал усилия к наведению порядка в принципах работы административных служб, сменяемости кадров. Есть основания полагать, что Радищев был не только республиканцем, масоном, вольнодумцем, но в не меньшей степени камералистом, хотя он нигде явно не связывал себя с этой традицией.
В докладе предлагается по-новому перечитать «Путешествие из Петербурга в Москву». В главе «Хотилов» Радищев критикует государственную систему, построенную на блаженстве и благоустроении: «Блаженство гражданское в различных видах представиться может. Блаженно государство, говорят, если в нем царствует тишина и устройство. Блаженно кажется, когда нивы в нем не пустеют и во градех гордые воздымаются здания. Блаженно называют его, когда далеко простирает власть оружия своего и властвует оно вне себя не токмо силою своею, но и словом своим над мнением других. Но все сии блаженства можно назвать внешними, мгновенными, преходящими, частными и мысленными». Есть основания полагать, что Радищев вступает в диалог с камералистами, в частности с молодым Юсти, для которого наука о полиции или благоустроении состояла в умножении и обеспечении общего счастья.