Советский киноавангард
В рамках семинара «Киноисследования» выступление Евгения Марголита (Москва) «Советский киноавангард 1920-х между "традиционалистами" и "новаторами"» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152; Zoom).
Ассоциативный монтаж советских киноавангардистов 1920-х годов был знаменит и, как кажется, доминировал в этот период. Однако классические традиционалисты, пришедшие из раннего русского кино: Пётр Чардынин, Чеслав Сабинский, Вячеслав Висковский, Владимир Гардин, Александр Ивановский — слепы к новым веяниям, они не чувствуют живой материал, используя вместо него историко-костюмный фильм и экранизации отечественной литературной классики.
Евгений Марголит — российский киновед и кинокритик, кандидат искусствоведения, главный искусствовед Госфильмофонда РФ, автор книг «Советское киноискусство: основные этапы становления и развития» (1988), «Изъятое кино: 1924–1953» (1996, в соавторстве с Вячеславом Шмыровым), сборника эссе о мифологии советского кино «Живые и мертвое: заметки к истории советского кино 1920-х — 1960-х годов» (2012).
И все же между этим радикальным авангардом и радикальным традиционализмом есть остальное советское кино, по-новому понимающее идеи и их воплощение, возвращающее миру ощущение материальной плотности — будь то «кадры-кирпичи» (Лев Кулешов) или перебирание и ощупывание предметов (Евгений Червяков, Борис Барнет, Абрам Роом, Фридрих Эрмлер). В связи с этим представляется необходимым пересмотреть устоявшийся взгляд на устройство советского кино 1920-х годов, ведь существует не только черное и белое, но и то, что между ними, — все остальное.