Война и аттическая трагедия
В рамках семинара «Спорные вопросы древней и новой истории» выступление Дмитрия Панченко (СПбГУ) «Война и аттическая трагедия» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152; Zoom).
Аттическая трагедия — исторически уникальное явление. Ни ее возникновение, ни внезапное исчерпание жанра не получили убедительного объяснения. Аттическая трагедия сложилась в особого рода социуме при особого рода исторических обстоятельствах: поколение Эсхила сформировалось в обществе, свергнувшем тиранию и осуществившем масштабные реформы, направленные на создание самоуправляющегося коллектива свободных и равноправных граждан. Когда в 499 году до н. э. афиняне оказались перед необходимостью выбирать между безопасностью и помощью грекам, восставшим против господства огромной и могущественной Персидской державы, народное собрание выбрало путь солидарности. Забыть об этом поступке афинянам не дали сами персы, воспользовавшись им как предлогом для нападения на Аттику и Грецию вообще. Борьба, полная тяжких испытаний, закончилась победой, которая принесла освобождение и тем грекам, кто до начала войны находился под властью персидских царей.
Среди наиболее памятных персонажей аттической трагедии: Прометей, Этеокл, Антигона, Алкеста, Неоптолем, Беллерофонт — все они оказываются в ситуации выбора и проявляют самоотверженность. То, что было представлено на сцене, имело основание в действительности — готовность рисковать жизнью во имя справедливости, ради защиты других. Трагедия родилась из духа самоотверженности, в атмосфере сопротивления, казалось бы, неодолимой агрессии, из решимости бороться за правое дело и не уступить в этой борьбе.
Побочным следствием Греко-персидских войн было то, что Афины стали своего рода сверхдержавой. Союзники постепенно превращались в подданных, афинское государство — из освободителя становилось поработителем. Переход был постепенным, а поскольку угрозы для Афин со стороны либо Персии, либо Спарты сохранялись, афиняне могли убеждать себя в том, что сохранение власти над союзниками обоснованно. Однако нападение на Мелос было бесспорным актом политического насилия и произвола. Откровенной агрессией была и Сицилийская экспедиция, которая к тому же закончилась тяжелым военным поражением. В результате афинский народ предстал и несправедливым, и несильным. Легко ли было теперь прославлять в театре справедливость перед гражданским коллективом, который раз за разом поступал несправедливо; создавать персонажей, уверенно действующих в осознании собственной правоты, перед теми, кто не прав и растерян; представлять на сцене великие души, обрекая собравшихся чувствовать, что они не такие? Если позднему Софоклу все-таки удается быть верным жанру, то в большинстве поздних трагедий Еврипида жанр трещит по швам. И смерти обоих драматургов в 406 году до н. э. жанр не пережил.