• Обучение
    • Бакалавриат
    • Магистратура
    • Каталог курсов
    • Подход к обучению
    • Условия приема
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Частые вопросы
    • Результат обучения
  • Факультет
    • Персоналии
    • Партнеры
    • История
    • Контакты
    • Петербург
    • Дворец Бобринских
  • Структура
    • Кафедры
    • Коллегиальные органы управления
    • Институт когнитивных исследований
  • Календарь
      • # абитуриентам
      • # искусствознание
      • # история
      • # кино и видео
      • # когнитивистика
      • # литература
      • # методология и методика преподавания
      • # музыка
      • # права человека
  • Eng
  • Рус

Поиск по сайту

Например, Смольный

Карта сайта

  • Обучение
    • Бакалавриат
      • История искусства
      • История цивилизаций
      • Кино и видео
      • Когнитивные исследования
      • Компьютерные науки и искусственный интеллект
      • Литература
      • Международные отношения, политические науки и права человека
      • Музыка
      • Сложные системы
      • Социология и антропология
      • Философия
      • Экономика
    • Магистратура
      • Арт-критика
      • Когнитивные исследования
      • Кураторские исследования
      • Межкультурное образование
      • Музыкальная критика
    • Каталог курсов
    • Подход к обучению
    • Условия приема
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Частые вопросы
    • Результат обучения
  • Факультет
    • Персоналии
    • Партнеры
    • История
    • Контакты
    • Петербург
    • Дворец Бобринских
  • Структура
    • Кафедры
      • Кафедра междисциплинарных исследований в области языков и литературы
      • Кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств
      • Кафедра проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук
      • Кафедра проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук
      • Кафедра теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук
    • Коллегиальные органы управления
      • Ученый совет
      • Совет молодых ученых
      • Студенческий совет
      • Совет программы «Свободные искусства и науки»
      • Совет программы «Арт-критика»
      • Совет программы «Когнитивные исследования»
      • Совет программы «Кураторские исследования»
      • Совет программы «Межкультурное образование»
      • Совет программы «Музыкальная критика»
    • Институт когнитивных исследований
  • События
    • # абитуриентам
    • # искусствознание
    • # история
    • # кино и видео
    • # когнитивистика
    • # литература
    • # методология и методика преподавания
    • # музыка
    • # права человека
    • # социология и политология
    • # студентам
    • # технологии
    • # философия
    • # французские исследования
    • # экономика
    Показать ещеСкрыть
  • Направления научной деятельности
    • Искусствознание
    • Исследование экономической культуры
    • Когнитивистика
  1. Календарь
26.12.2022 / 18:30
Семинар

Война и аттическая трагедия

  • # история

В рамках семинара «Спорные вопросы древней и новой истории» выступление Дмитрия Панченко (СПбГУ) «Война и аттическая трагедия» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152; Zoom).

Аттическая трагедия — исторически уникальное явление. Ни ее возникновение, ни внезапное исчерпание жанра не получили убедительного объяснения. Аттическая трагедия сложилась в особого рода социуме при особого рода исторических обстоятельствах: поколение Эсхила сформировалось в обществе, свергнувшем тиранию и осуществившем масштабные реформы, направленные на создание самоуправляющегося коллектива свободных и равноправных граждан. Когда в 499 году до н. э. афиняне оказались перед необходимостью выбирать между безопасностью и помощью грекам, восставшим против господства огромной и могущественной Персидской державы, народное собрание выбрало путь солидарности. Забыть об этом поступке афинянам не дали сами персы, воспользовавшись им как предлогом для нападения на Аттику и Грецию вообще. Борьба, полная тяжких испытаний, закончилась победой, которая принесла освобождение и тем грекам, кто до начала войны находился под властью персидских царей.

Среди наиболее памятных персонажей аттической трагедии: Прометей, Этеокл, Антигона, Алкеста, Неоптолем, Беллерофонт — все они оказываются в ситуации выбора и проявляют самоотверженность. То, что было представлено на сцене, имело основание в действительности — готовность рисковать жизнью во имя справедливости, ради защиты других. Трагедия родилась из духа самоотверженности, в атмосфере сопротивления, казалось бы, неодолимой агрессии, из решимости бороться за правое дело и не уступить в этой борьбе.

Побочным следствием Греко-персидских войн было то, что Афины стали своего рода сверхдержавой. Союзники постепенно превращались в подданных, афинское государство — из освободителя становилось поработителем. Переход был постепенным, а поскольку угрозы для Афин со стороны либо Персии, либо Спарты сохранялись, афиняне могли убеждать себя в том, что сохранение власти над союзниками обоснованно. Однако нападение на Мелос было бесспорным актом политического насилия и произвола. Откровенной агрессией была и Сицилийская экспедиция, которая к тому же закончилась тяжелым военным поражением. В результате афинский народ предстал и несправедливым, и несильным. Легко ли было теперь прославлять в театре справедливость перед гражданским коллективом, который раз за разом поступал несправедливо; создавать персонажей, уверенно действующих в осознании собственной правоты, перед теми, кто не прав и растерян; представлять на сцене великие души, обрекая собравшихся чувствовать, что они не такие? Если позднему Софоклу все-таки удается быть верным жанру, то в большинстве поздних трагедий Еврипида жанр трещит по швам. И смерти обоих драматургов в 406 году до н. э. жанр не пережил.


12.02
12:00
День открытых дверей
День абитуриента СПбГУ
  1. Календарь

Адрес факультета
190000, Россия, Санкт-Петербург,
ул. Галерная, 58–60

Поступающим
+7 (812) 363–66–29

Студентам
+7 (812) 320–07–26, +7 (812) 320–07–21

Приемная декана
+7 (812) 320–07–29

Канцелярия
+7 (812) 324–07–45


Форма для связи
  • Telegram
  • VKontakte
  • Vimeo
  • Сведения об СПбГУ 
  • Система обеспечения качества образования 
  • Результаты заседания комиссии по переводам и восстановлениям
  • Онлайн-курсы 
  • Библиотека 
  • Партнеры 
  • Центр экспертиз 
  • Новости и события СПбГУ 
  • Ректорские совещания 
  • Перезагрузка 
  • Виртуальная приемная 
  • Список и рейтинг научно-педагогических работников
  • Архив: реорганизация
©2023 Санкт-Петербургский государственный университет. Сделано Deasign в сотрудничестве с СПбГУ
  • Обучение
  • Факультет
  • Структура
  • Календарь
Этот сайт использует cookies для сбора статистики и анализа работы сайта. Мы стараемся улучшить нашу работу, для этого мы подключили аналитические инструменты. Просим согласиться на сбор и обработку ваших метаданных или отключить cookies в настройках браузера.