Взаимодействие семиотических систем в искусстве барокко
В рамках Петербургского семинара по когнитивным исследованиям выступление Ульяны Кочетковой (СПбГУ) «Взаимодействие семиотических систем в искусстве барокко» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
В настоящее время большое значение приобретает исследование мультимодальности человеческого восприятия. При этом выражение идентичной семиотической информации средствами различных знаковых систем существовало в человеческой культуре, по-видимому, с древних времен. По мнению К. Леви-Стросса, повторяющиеся структуры можно найти во всех проявлениях первобытного общества: от мифа до языка. Особое внимание поиску и установлению общего начала в разных видах человеческой деятельности уделяли ученые XVI–XVII веков. В их исследованиях этот поиск получил сакральное значение и особый религиозный смысл. Данные философско-эстетические воззрения во многом определили взаимосвязь различных семиотических систем и яркий символизм эпохи барокко. На примере творчества И. С. Баха, и, в частности, его танцевальных сюит, можно рассмотреть выражение семиотической информации на языке разных искусств, ее преломление и многозначность.
В терминах музыкального историко-стилистического анализа, влияние танцевальной культуры на музыкальную структуру сочинений Баха очевидно. Оно прослеживается не только в сюитах и партитах, но и в кантатах, ораториях, прелюдиях и фугах «Хорошо темперированного клавира». При этом музыкальная ценность сочинений танцевального жанра несоизмерима с произведениями, написанными лишь для сопровождения танцующих.
- Как трактовать данный феномен с точки зрения семиотики: идет ли речь о простом заимствовании или о сложной картине интерференции семиотических систем?
- Какое отражение находят танцевальные и не только танцевальные движения в музыкальных символах, появляющихся в барочной музыке?
- Каково восприятие нами смыслов, заложенных автором более трех столетий назад?
- Можно ли вообще говорить об аутентичности восприятия искусства прошедших эпох, и в чем секрет его столь сильного и непреходящего воздействия на нас?
Ответы на эти вопросы стараются дать представители разных научных областей: от историков искусства и акустиков до математиков и биологов. Среди них нельзя не упомянуть и работу В. П. Эфроимсона «Генетика этики и эстетики». Важный вклад в изучение данной проблематики вносят современные когнитивные, нейрофизиологические и междисциплинарные исследования, в которых рассматриваются причины синестезии и особенности восприятия явлений, относящихся к различным видам человеческой деятельности. Именно в них, возможно, удастся установить то общее и объединяющее начало, которое с таким рвением искали ученые эпохи научной революции.