Музыкальная критика
Первая в России магистерская программа, готовящая критиков, кураторов и экспертов в сфере академической музыки и музыкальной жизни, сотрудников редакционно-издательских отделов и пресс-служб музыкальных театров, концертных организаций и фестивалей.
В процессе обучения магистранты овладевают практическими навыками в Александринском театре и Академии молодых композиторов, на Дягилевском фестивале в Перми и на фестивале «Золотая маска» в Москве, на фестивалях Earlymusic и reMusik. Выпускники программы имеют хорошие перспективы трудоустройства, связанные с острой нехваткой в отечественном культурном пространстве кадров соответствующей квалификации.
Основные курсы
Концепция программы связана с нетрадиционно широким пониманием «музыкальной критики» — как формы активности, сближающейся с кураторством. Учебный план ориентирован на подготовку специалистов, способных, помимо традиционных форм критической работы, инициировать, планировать и реализовывать проекты в рамках современных культурных институций — оперных и балетных театров, филармоний, концертных организаций, фестивалей.
Проверьте, насколько подходит вам эта программа, достаточно ли у вас знаний, соответствуют ли ваши представления об этой области действительности.
Избранные труды преподавателей
- Павел Гершензон «Разговоры о русском балете» (М.: Новое изд-во, 2010. 292 с.; в соавторстве с Вадимом Гаевским)
- Ольга Манулкина «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века» (СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 c.)
- Михаил Мищенко «Опыты мелософии. О непройденных путях музыкальной науки» (СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2014. 532 с.)
Издания, подготовленные преподавателями, магистрантами и выпускниками
- Новая русская музыкальная критика: 1993–2003: В 3 т. Т. 1. Опера / Ред.-сост.: Ольга Манулкина, Павел Гершензон. М.: НЛО, 2015. 576 с.
- Новая русская музыкальная критика: 1993–2003: В 3 т. Т. 2. Балет / Ред.-сост.: Павел Гершензон, Богдан Королёк. М.: НЛО, 2015. 664 с.
- Новая русская музыкальная критика: 1993–2003: В 3 т. Т. 3. Концерты / Ред.-сост.: Богдан Королёк, Александр Рябин. М.: НЛО, 2016. 656 с.
- Век «Весны священной» — век модернизма. М.: Большой театр, 2013. Жерар Мортье. Драматургия страсти. Сезоны Мортье. Интервью. Эссе. СПб., 2016. 384 с.
- Schola criticorum. Сборник работ магистрантов программы «Музыкальная критика». Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. СПб., 2016.
- Schola criticorum 2. Работы магистрантов программы «Музыкальная критика». Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. СПб., 2017.
Лучшие магистерские диссертации
- Лейла Аббасова «Гергиев и Прокофьев: стратегии продвижения композитора в Мариинском театре в постсоветскую эпоху»
- Александра Воробьёва «Балетные либретто XIX века: от сценария к драматургии спектакля»
- Наталья Гергиева «Оперы и балеты Родиона Щедрина на Мариинской сцене: исполнение, критика, рецепция»
- Филипп Дворник «Феномен оперы в кино: способы репрезентации»
- Анна Инфантьева «Современная музыка в современной России: общество, экономика, культура»
- Богдан Королёк «Советский балет: в поисках архетипа (1918–1940)»
- Ирина Кудрина «Музыкальный театр в зеркале параллельной критики: форумы, блоги, комментарии»
- Ольга Макарова «Модели искусственной реальности в оперном театре Мартина Кушея»
- Александр Малаховский «На перекрестке классического и популярного: стратегии композитора, исполнителя и куратора в 2000-е — 2010-е»
- Артём Мельник «Оперно-балетный театр в России как культурное гетто»
- Всеволод Митителло «Мотивы сопротивления новациям в музыкантской среде (опыт инсайдерского наблюдения)»
- Илья Попов «Режиссерский оперный театр как территория культурного трансфера»
- Александр Рябин «Редукция вагнеровского мифа в современной массовой культуре»
- Алина Ушакова «Цифровой нарратив в театре Хайнера Гёббельса»
Кураторские проекты выпускников
- Премия для музыкальных критиков «Резонанс»
- Детский абонемент на Новой сцене Александринского театра
- Балет «Дивертисмент короля» в Мариинском театре
Отзывы выпускников
6 отзывовПрограмма адресована специалистам и бакалаврам, обладающим знаниями в сфере академической музыки. Еще во ходе учебы тексты наших магистрантов публикуются в буклетах Мариинского, Большого, Пермского и Екатеринбургского театров, на портале «Кольта», в газете «Коммерсант» и других медиа.
Как поступить?
Для поступления на программу необходимо подать документы и портфолио. Подробная информация об алгоритме поступления, портфолио, правилах подачи документов через личный кабинет доступна на сайте Приемной комиссии СПбГУ.